Предметность – проявляется в том, что образ объекта предстаёт перед нами как нечто обособленное в пространстве и времени. Например, если мы посмотрим на какой либо объект, можно отметить, что он начинает выделяться на фоне всего остального, приобретая более четкие очертания и формы. Восприятие всего остального при этом несколько приглушается.
Воспринимаемая нами реальность начинает, как бы делиться на две части – на чётко воспринимаемую
часть (объект), находящуюся на переднем плане и фон, не воспринимающийся четко и располагающийся на заднем плане.
И охранникам следует понимать, что, ведя наблюдение за каким-либо объектом, не следует рассчитывать на чёткость и полноту
восприятия других объектов, находящихся рядом с наблюдаемым.
Или проверяя документы, и внимательно рассматривая их содержание, можно подвергнуться внезапному нападению, упустив его
начальные признаки.
Целостность - в образе любого объекта существует органическая взаимосвязь целого и его составных частей. При этом восприятие
целого влияет и на восприятие его частей (но не наоборот). То есть, для нас сформированный образ целого становится относительно
независимым от его составных частей. Даже замена или отсутствие отдельных составных частей целого, не повлияют на восприятия его целостности. Например, мы воспринимаем рисунок любого объекта как целостный образ, независимо от того был он нарисован
сплошной линией, пунктирами или штрихами. И если будет недоставать отдельных пунктиров или
штрихов, мы все равно воспринимаем образ как целостный.
О чем это может нам говорить? В качестве примера приведу курьезные случаи, когда для проверки бдительности охранников на КПП,
проверяющие не раз демонстрировали им документы, внешне очень похожие на установленные образцы пропусков, а по содержанию в
них могло быть написано всё что угодно, от должности Деда Мороза до сотрудника небесной канцелярии. И многие охранники никак
не реагировали на предъявляемый документ и пропускали проверяющих через КПП. Но стоило только изменить цвет предъявляемой «корочки» - реакция охранников была незамедлительной.
Здесь же можно отметить и ещё одну интересную особенность нашего восприятия – при определённом удалении от наблюдателя,
примерно одинаковые по форме объекты, стоящие (движущиеся) на близком расстоянии между собой, могут восприниматься как
один объект. В этих условиях, например, два человека могут быть приняты за одного.
Обобщённость. Мы классифицируем окружающую нас действительность на опредёлённые классы или группы, представляющие
объекты разной величины. Например, образы многоэтажного дома или легкового автомобиля существуют у нас как некие усреднённые образы объектов, присущие группе многоэтажных домов или легковых автомобилей. Эти сформированные нами образы зависят
в дальнейшем от личного жизненного опыта, с помощью которого может происходить определённая коррекция.
Другой пример, когда, при необходимости дать описание легковой автомашины, водитель которой совершил правонарушение, пожилой охранник лишь виновато ответил, что это была иномарка. Его усреднённые образы легковых машин делились лишь на 2 класса – «наши» и иномарки. Личного опыта и мотивации к различению моделей машин у него не было. А многие ли из нас смогут точно
отличать представителей народов Кавказа или Азии? Ведь и те, и другие нам кажутся на одно лицо, что китайцы, что корейцы! Скорее всего, и мы им кажемся такими же. Наши образы представителей этих народов обобщены.
Важной особенностью для формирования у нас адекватных образов каких-либо объектов является необходимость специальных движений, в которых задействованы наши анализаторы. Например, зрительно воспринимая предмет, наш глаз совершает определённые движения, планомерно и последовательно «ощупывая» взглядом наиболее значимые его формы. Беря в руки этот предмет, мы также пытаемся на ощупь почувствовать его основные характеристики: форму, вес, плотность, качество поверхности и другое. Подобные движения наших анализаторов, при восприятии объекта, выполняют роль обратной связи, тем самым, давая мозгу возможность создавать у себя адекватный объекту образ. Таким образом, у нас создаются определённые ассоциативные связи между образами и движениями анализаторов, с помощью которых формируются данные образы и связи между созданными образами.
Можно говорить о том, что, используя разные анализаторы, мы наполняем образ воспринимаемого объекта соответствующей
информацией. В дальнейшем, при сопоставлении любого образа с объектом, наш мозг «узнает» объект с помощью «отпечатков
следов», оставленных движениями наших анализаторов. И чем больше у нас ассоциативных связей между образами объекта от
разных анализаторов, тем лучше и адекватней мы создаём его для себя и легче можем узнать его при восприятии.
В порядке примера приведу бытовую ситуацию, с которой обычно сталкиваются практически все водители автомобилей. Он связан
с созданием образа пути, по которому впоследствии нам придётся двигаться.
Когда мы сидим в роли пассажиров рядом с водителем и едем куда-то по незнакомой дороге, чаще всего, при необходимости в дальнейшем самим проехать туда же по этой дороге, мы обнаруживаем, что плохо помним, как мы ехали. Даже если нас туда возили неоднократно. И дело здесь не только в отсутствии должного внимания к дороге во время поездки. Одного зрительного восприятия порой недостаточно. Совсем по-другому дело обстоит, если мы изначально движемся по этой дороге, сидя за рулём. Пусть даже с подсказками со стороны другого водителя, или следуя на машине, за идущей впереди машиной. Здесь к созданию
образа дороги, дополнительно подключается наша кинестетика (сигналы от мышц, суставов и т.д.), устанавливаются дополнительные ассоциативные связи. Да и визуальный образ дороги формируется несколько иначе. В этом случае можно рассчитывать на то,
что, двигаясь самостоятельно, мы не заблудимся.
Однажды, будучи в Испании, мне довелось испытать нечто подобное. В распоряжение была предоставлена автомашина для
самостоятельных поездок по незнакомому сложному маршруту. С учетом специфики езды за границей и незнанием испанского языка, такой маршрут мог стать для меня проблематичным. Поэтому, при первоначальном знакомстве с маршрутом, попросил дать возможность самому вести машину. Не случилось. И неудивительно, что когда потребовалось ехать одному - заблудился.
В таких ситуациях могут оказаться водители-охранники. Им сложно сразу самостоятельно сориентироваться на незнакомом маршруте. Особенно, если езда осуществляется в условиях ограниченной видимости или в темное время суток. Возможность опираться на
отмеченные заблаговременно зрительные ориентиры, в этих условиях становится крайне низкой. Следует ещё раз отметить, что
сформированные различными анализаторами образы какоголибо объекта не подменяют друг друга, а лишь дополняют его путём установления ассоциативных связей между собой. Когда образ объекта формируется при участии одного анализатора, а узнавать
объект мы пытаемся с помощью другого анализатора, с которым у первого анализатора не были созданы ассоциативные связи – вряд
ли мы узнаем объект. В психологии известно много подобных случаев. |