Некогда на месте нынешнего города было несколько деревушек (Мешковичи, Мокровщица и другие), жители которых издавна занимались
судостроением. Город расположен на двух разновысоких равнинах речной поймы. Одна из них носит название Манинское поле (по
располагавшейся там деревне), вторая, ближайшая к реке, называлась Лодейным полем (там строили ладьи), она дала название
всему городу.
Местные высококачественные сосновые леса привлекли внимание Петра I. В 1702 году он приказал заложить здесь на реке Свирь
корабельную верфь. Она получила название Олонецкой (по имени местного уезда). Строили её очень быстро в связи с острой
необходимостью в морских судах. 22 августа 1703 года со стапелей верфи сошёл первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат
«Штандарт».
Указом Екатерины II от 16 (27) мая 1785 года поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был пожалован статус
города и административного центра Лодейнопольского уезда. Город получил название Лодейное Поле. Указом от 26 июля (6 августа)
1785 года Екатерина II «Всевысочайше соизволила конфирмовать» план нового города, а 4 (15) октября 1788 года был утверждён
его герб:
В 1796 году Олонецкая губерния была упразднена, и Лодейное Поле вошло в состав Новгородской губернии. В 1799 году был
упразднён и Лодейнопольский уезд, но 10 (22) октября 1802 года административное деление екатерининского времени было
восстановлено.
Верфь на Свири действовала до 1830 года. Сотни кораблей, построенных здесь, отличились в сражениях, которые вела Россия
в этот период, и прославились в кругосветных морских путешествиях. На шлюпе «Диана» В. М. Головнин совершил своё знаменитое
плавание, а шлюп «Мирный» под командованием М. П. Лазарева участвовал в открытии Антарктиды.
Уже через два года после закрытия верфи в 1832 году на месте дома, где жил Пётр I во время строительных работ, была
установлена стела. После закрытия верфи Лодейное Поле стало небольшим городом, выполнявшим в основном административные
функции. В связи с небольшими размерами Лодейного Поля, городовое положение 1870 года было введено здесь лишь в упрощённом
виде: вместо городской думы избиралось собрание представителей, вместо городского головы был городской староста.
По состоянию на 1907 год в городе насчитывалось 225 жилых домов, в том числе только 3 каменных. Кроме того, было 3
церкви (1 каменная и 2 деревянных) и 6 часовен. Накануне Первой мировой войны в Лодейном Поле работали уездная земская
больница (при больнице — 1 врач, 1 фельдшер и 1 акушерка-фельдшер), 2 участковых земских врача, участковый фельдшер и
повивальная бабка, а также уездный ветеринарный врач и ветфельдшер. Из образовательных учреждений действовали высшее
начальное училище и два одноклассных приходских училища — одно мужское и одно женское. Работали пароходная пристань
и почтово-телеграфная контора V класса. В 1917 году вступила в строй Олонецкая железная дорога, которая прошла через
Лодейное Поле.
С 1 августа 1927 года Лодейное Поле стало административным центром Лодейнопольского района Ленинградской области. До
1930 года город был также центром Лодейнопольского округа.
В период Великой Отечественной войны город в течение почти трёх лет находился фактически на передовой. В начале сентября
1941 года наступающие войска финской Карельской армии достигли рубежа реки Свирь, где линия фронта и стабилизировалась.
В июне 1944 года войска Карельского фронта в ходе Свирско-Петрозаводской операции ниже Лодейного Поля форсировали
реку и вынудили финнов отступить от города. |