Начало истории (предыдущий номер)
Скопасис, соединившись с Иданфирсом и Таксакисом, решил проводить такую тактику. Отныне скифы нападали на персов при любом
удобном случае, и днем и ночью. Особенно доставалось персам, когда они посылали отряды на добычу продовольствия. Скифская
конница обращала в бегство персидскую кавалерию, та спешила скрыться за боевыми порядками своей пехоты, которая использовала
огромные, в рост человека, плетеные щиты. Скифы изматывали персов постоянными нападениями как «комариными укусами», доводя
их до бешенства. Скифы, будучи прекрасными стрелками из лука, буквально засыпали персов дождем стрел.
Новый, решающий этап войны был ознаменован получением персами от скифов своеобразного ультиматума. Это было послание,
состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Придворные Дария расшифровали это послание как выражение покорности персам.
Они сочли, что мышь - это земля, лягушка - вода, птица - небо, а пять стрелпять основных скифских племен. Но приближенный
Дария Горбий не согласился с мнением льстивых царедворцев, а расшифровал послание так: если персы не убегут как мыши, не
ускачут как лягушки, не улетят как птицы, то скифские стрелы не дадут им пощады.
Но вот, наконец, персам удалось встретиться со скифами для битвы. Войска выстроились друг перед другом. Но вдруг перед
строем скифов пробежал заяц. И грозное войско скифов бросилось врассыпную, пытаясь поймать зайца. Персы были поражены
таким поведением скифов. Дарий сказал своим приближенным: «Эти люди (скифы) относятся к нам с большим пренебрежением».
Существует несколько версий относительно смысла данного происшествия. По одной версии, заяц был плохой приметой, типа
черной кошки, перебегающей дорогу, а по другой - зайца необходимо было убить как залог победы, плодородия и богатства.
После этого случая Дарий собрал своих полководцев на совет. Решено было тайно отступить ночью, оставив лагерь, обоз
больных и раненых на милость скифов. Скифы не подозревали в течение ночи о бегстве персов, видя горящие в лагере огни
и слыша крики вьючных ослов.
Взяв с собой отборное войско, Дарий поспешил к переправе через Истр, начальному пункту своего несчастливого похода.
Войско спешно покинуло Скифию. Так закончился скифский поход Дария.
С III в. до н.э. савромато-сарматские племена перешли Дон и постепенно вытеснили скифов на запад. Война несколько раз
обострялась. С 189 г. до н.э. сарматы начали войну на истребление и оттеснили остатки скифов в Крым. Древняя легенда.
Савроматы и сарматы были практически единым народом. Существует легендарная версия о происхождении савроматов, изложенная
Геродотом. Воинственные женщины-амазонки потерпели поражение в битве с греками у р. Териодонт. Греки, захватив в плен,
оставшихся в живых амазонок, на трех кораблях отправились в обратный путь.
В открытом море амазонки подняли бунт, напали на греков и перебили их. Однако выяснилось, что никто из женщин не может
управлять кораблем. Дальнейшее путешествие происходило исключительно по воле волн и ветров. Наконец, когда амазонки
были окончательно измотаны, на горизонте появился берег. Корабль прибило к северному побережью Меотиды. Амазонки
высадились неподалеку от города Кремны, недалеко от р. Тана-ис (Дон). Переправившись через Танаис и продолжив свой путь,
через три дня они прибыли на местность, где и поселились.
В дальнейшем амазонки, захватив лошадей, стали совершать дерзкие набеги на скифов. В ответ на это скифы, пораженные
мужеством женщин-воительниц, подослали молодых людей с целью познакомиться с амазонками и сделать их своими женами. Скифы
решили, что дети от этих браков будут сильными и воинственными. Амазонки не пожелали отправиться со своими мужьями
на прежние стойбища скифов. Они ушли на новые земли, где стали жить отдельно от прочих скифов, дав начало новому народу -
савроматам (что означает «женоуправляемые»). Женщины этого народа не утратили своих воинственных привычек. Они ездили
верхом, ходили на охоту, сражались с соседями. Девушка, не убив врага, не могла рассчитывать выйти замуж. Женщины носили
мужскую одежду.
Вооружение сарматов. Комплекс вооружения сарматского воина чрезвычайно сложен и отводилась атаке кавалерии. Внешне многие
детали вооружения сарматских воинов были похожи на парфянские и кушанские.
Наиболее известной деталью вооружения был длинный сарматский меч. Существует даже мнение, что именно длинный меч
позволил сарматам вытеснить скифов. Мечи и кинжалы с кольцевым навершием имели длину от 20 до 70 см и больше, наиболее
распространенные - 50-60 см. Они вкладывались в ножны, которые чаще всего окрашивались в красный цвет.
Мечи и кинжалы без металлического навершия (с каменным навершием) характерны для позднего периода. Мечи довольно длинные,
в среднем от 70 до 112 см. Все мечи были двулеззийные.
Длинный и короткий меч традиционно носили в паре. Короткий меч крепился справа на поясной портупее. Ножны короткого меча
имели четыре лопасти-выступа, к которым крепились ремни - два к поясу, а два фиксировали короткий меч к ноге. Длинный меч
носился слева и подвешивался с помощью скобы (иногда нефритовой) также на поясной портупее.
И легковооруженные и тяжеловооруженные всадники сарматов пользовались сложносоставными мощными луками, усиленными костяными
или роговыми накладками. Подобные луки изготовлялись в течение многих лет и стоили целое состояние. Длина луков колеблется
от 120 до 160 см. Дальнобойность луков была очень велика. Стрелы этих луков имели железные черенковые трехлопастные
наконечники. Копья среди наступательного оружия сарматов встречаются в захоронениях крайне редко. Предполагается, что это
было длинное, до 4 м, копье с большим наконечником.
Кроме того, по письменным источникам известно, что сарматы пользовались арканами.
Из защитного вооружения сарматы могли использовать чешуйчатые доспехи или позаимствованные у римлян кольчуги. Но
археологически известны лишь единичные находки оборонительного доспеха. Шлемы также редко встречаются в сарматских
захоронениях, хотя они известны но изобразительным источникам.
Раскол сарматов. Аланы. Сарматы господствовали в Причерноморской степи около 700 лет. Подобно скифам, они занимались
земледелием и отгонным скотоводством, были полуоседлым населением.
В начале нашей эры сарматы раскололись на несколько племенных союзов. Одни - роксаланы,что в переводе означает «блестящие»,
«сияющие аланы», и языги потрясали границы Римской империи на Дунае. Другие - аланы - господствовали на Дону и Северном
Кавказе. Историк Аммиан Мар-целлин писал об аланах: «Постепенно ослабляя соседние племена частыми над ними победами,
они стянули их под одно родовое имя».
В военном деле они продолжали традиции сарматов и парфян — всадники в чешуйчатой броне с длинными копьями тесным строем
бросались на врага и опрокидывали практически любого противника. Легкая конница была вооружена луками. У алан существовал
обычай: сдирать кожу убитых врагов и использовать ее в качестве попоны для седла. Как украшение к седлу прикреплялись
головы поверженных врагов.
В III в. н.э. аланы были оттеснены с правого берега Дона готами. |