Еще одним важным обрядом был свадебный, который, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все участники были одновременно и действующими лицами, и зрителями. В народе существует два понятия свадебного обряда – «справлять» свадьбу и «играть» свадьбу. Первое отражает многочисленные хозяйственные заботы, связанные с этим событием, второе выражает сущность обряда.
Перед тем, как засылать сватов, родители жениха на семейном совете обсуждали достоинства и недостатки возможной родни, ее «природу». Тут вспоминалось, кто в их роду нарушал общепринятые обычаи и правила общины, заслужил худую славу, был нелюдим, скуп, показал себя вором или горьким пьяницей, нерадивым в семье или хозяйстве. Все эти отрицательные черты могли сказаться и в характере невесты. Только всесторонне обсудив «природу» невесты, семья жениха принимала решение начать сватовство.
Свадьбы можно было справлять в любое время, кроме постов. Начиналось все смотринами невесты, после чего уже засылались в дом невесты сваты со стороны жениха. Выбирали для этого людей опытных, которые славились умением высватать. Сваты говорили просто: такой-то и такая-то хотят вступить с вами в родство. Если им отвечали благодарностью за доброе мнение о дочери, но отговаривались, что не могут выдать ее, так как не имеют всего нужного для свадьбы, то это означало отказ. В случае согласия отец невесты назначал день, в который им надлежало прийти за ответом.
Затем происходило рукобитье. Жених с матерью, отцом и родней приходил в дом суженой. Родители в знак союза давали друг другу руки. Жениха и невесту ставили рядом, соединяли им руки и говорили: «Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш». Далее шел сговор. Сговор был торжественнее рукобитья. Приглашались гости со стороны жениха и невесты. Готовили десять или двадцать блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Сговор заканчивался тем, что жених и невеста подносили всем гостям вино. Затем начинались игры, танцы под балалайку, а после – под звуки оркестра, состоящего из двух скрипок, дудочки и цимбалов. Невеста должна была переменить два-три платья, показывая тем самым достаток.
За несколько дней до свадьбы смотрели приданое невесты: постель, платья в сундуках. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Накануне свадьбы устраивали девичник. Приходили подруги невесты, и здесь она как бы прощалась со своей девичьей волей, со своими подружками и прежней жизнью.
И вот наступал день свадьбы. Это было всегда в воскресенье. Невесту убирали в брачную одежду. Отец с матерью благословляли дочь. Жених, также получив благословение родителей, отправлялся к невесте в сопровождении «храброго поезда», то есть холостых друзей жениха. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над молодыми совершалось таинство венчания. После этого молодые и гости направлялись в дом жениха. На крыльце молодоженов встречали родители жениха с хлебом и солью, осыпали их орехами, зерном, конфетами, мелкой монетой – символами добра, счастья, благополучия. После чего выходил дружка и говорил: «Сыр, каравай принимай, молодых одаряй!». Караваем закладывали хозяйственную основу новой семьи. Дарили новобрачным скот, материю, посуду, деньги, иногда даже дом с садом. После даров начинался пир, который продолжался до самого утра.
На второй день свадьбы носили «калину» – символ чести невесты. Сваха со стороны жениха наряжала красными лентами две зеленые ветви любого дерева и вместе с родственниками жениха шла к родителям невесты благодарить за дочь, по пути приглашая всех гостей на вторые столы. Когда носили «калину», все ее участники старались одеться посмешнее. Мужчины одевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую. Но бывало и по-другому. Если невеста не сохранила свою честь, то на ее родителей надевали хомут с намеком на то, что они не сумели удержать свою дочь, а иногда даже такую невесту на второй день возвращали родителям. |